| Воскресенье, 16.11.2025, 11:53 | Главная | Регистрация | Вход |
|
Сократовский метод философствования - майевтика и ирония. - Философский клуб "Сократ"Сократовский метод философствования - майевтика и ирония. - Философский клуб "Сократ"
|
Сократовский метод философствования - майевтика и ирония.
| |
| Степанов | Дата: Пятница, 29.02.2008, 07:53 | Сообщение # 1 |
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 58
Репутация: 6
Статус: Offline
| По словам М.Эпштейна на последнем философском международном конгрессе, где он присутствовал, в качестве итога сформировалось мнение о том что методу философствования Сократа принадлежит будущее на протяжении всего тысячелетия. Что это значит, и что это за такой хитрый метод о котором там говорили? Удобнее разобраться на примере сравнения метода самопознания Сократа и Протагора (старший софист). Протагору принадлежит знаменитое высказывание, что "Человек - мера всех вещей" (Несмелов Н. "Бог -мера всех людей"). Сокррату принадлеит высказывание - "Я знаю, что я ничего не знаю", правда когда он выяснял за что же его все таки считают мудрецом он добавил, "но вы и этого не зннаете". Протагор и все софисты утверждали, что они все знают, а те кто к ним приходит соответственно ничего не знают и задача софистов наполнить сосуд знанями. При этом при наполнении тебя знаниями, нико не интересуется (в силу твоего незнания который тебе приписывается) надо оно тебе, как это вяжется с твоими убеждениями или мнениями. Ве что ты имел до прихода к учителю мудрости то лишь пустота или заблуждения от котороых срочно надо отказываться. Но для того чтобы стать субъективным мерилом всего окружающего надо стать человеком, а вот что такое человек ими и не раскрывается а потому для достижения своей цели все средства хороши ибо когда ты действуешь ты уже человек. Сократ вначале учился у софистов потом в споре с ними и вырабатывал свой метод познания и самопознания. Свою беседу (диалоги Платона) он начинал с того что считал, чо он ничего не знает а его собеседник все зннает, он беременен истиной и просто ему надо помочь ее родить если она созрела. Майевтика как искусство принимать роды начиналась с вопросов которые строились определенным образом, чтобы с их помощью вернуться к самому отвечающему. Сопутствующая при этом ирония была необходима для того чтобы собеседник также, как и Сократ сомневался в том, что он что то знает. Продолжение следует - задавайтте сократовские вопросы и мы с вами быстро сократимся.
Я знаю - вы ничего не знаете!
|
| |
| |
| Исмайылова Марина | Дата: Четверг, 27.03.2008, 12:46 | Сообщение # 2 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 141
Репутация: 0
Статус: Offline
| А где продолжение? Целый месяц прошел...
Делаешь - значит, не бойся, боишься - значит, не делай.
|
| |
| |
| Степанов | Дата: Понедельник, 31.03.2008, 14:57 | Сообщение # 3 |
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 58
Репутация: 6
Статус: Offline
| А где Сократовские вопросы которые бы показали что мы знаем а чего не знаем? После учебы у Протагора и остальных софистов Сократ стал учиться у Анаксагора и однажды на вопрос Что такое знание он получил примерно следующий классический ответ. Как ты Сократ думаешь кто больше не знает? Ну конечно Я ответил Сократ потому как я очень мало знаю. Нет все как раз наоборот, и Анаксагор начертил на песке два круга большой и маленький. Маленький это Сократа знание, большой это знания Анаксагора, а за кругом это море не знания, которое каждого из нас окружает. Чем больше ты приобретаешь знаний тем больше твоя граница с незнанием, чем меньше ты знаешь тем меньше ты не знаешь а когда она - граница твоего знания сужается в точку человек самоуверено говорит - это моя точка зрения, или моя принципиальная позиция. Задумался Сократ о своем незнании и только после этого он стал приобретать знания. Получается что человек что то знает только в том случае когда он сомневается в том что он что то знает. Сомнение в собственном знании а не в невежестве окружающих и порождает мыслительный процес. А как человек в одиночку может это выяснить - никак, только в диалоге. Что такое нормальный диалог - это не заглядывание в Другого как в энциклопедию или справочник на все вопросы. А создание пространства смыслов которые ты сам и порождаешь. Проще говоря вопросы которые ты ззадаешь это такие ответы на которые ты вообщем то знаешь, но ими не удовлетворен а почему ты недоволен не догадываешься. Вот и начинаешь тыкать пальцем в небо задавая направо и налево вопросы вдруг чтото и появится. А я вижу диалог таким образом - у меня есть интуиция и переживания а следовательно и мысли по поводу допустим человеческого. Но пока я не начну их объяснять кому либо я не пойму что это - мое ли оно и как мгне его применить к своей жизни. Если тот кому я их объясняю понимает, заинтересовался следовательно я в диалоге.
Я знаю - вы ничего не знаете!
|
| |
| |
| Исмайылова Марина | Дата: Понедельник, 31.03.2008, 17:12 | Сообщение # 4 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 141
Репутация: 0
Статус: Offline
| Quote (Simulacr) А где Сократовские вопросы которые бы показали что мы знаем а чего не знаем? А чего спрашивать если ты или во всем согласен с вышесказанным или ничего не понимаешь и поэтому даже вопрос сформулировать не в состоянии.Quote (Simulacr) Чем больше ты приобретаешь знаний тем больше твоя граница с незнанием, Вот это классно... Всегда цитировала "чем меньше знаешь - тем меньше сомневаешься". И как начинаешь лезть в дебри, такая тоска наваливается от понимания невозможности объять необъятное - хоть волком вой.
Делаешь - значит, не бойся, боишься - значит, не делай.
|
| |
| |
| Степанов | Дата: Пятница, 11.04.2008, 09:50 | Сообщение # 5 |
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 58
Репутация: 6
Статус: Offline
| Проведу аналогию между беременностью мужчин и женщин. Сократовская майевтика как искусство родовспоможения для мужчин, означает, что мужчины как и женщины нуждаются в помощи для того чтобы родить, при этом никто не предлагает им для облегчения их мучений сделать их плоду аборт. Не для того беременили, чтобы потом избавиться - просто всё так неожиданно, кода я беременел я ведь не знал что это такое и потому не мог бояться или не бояться, для того чтобы это сделать. Другое дело что теперь мне с этим делать? Просто слить идею, чтобы не зацикливаться на ней как идеи фикс и не мучиться а рождать новые идеи забыв о той что родил, это все равно что предложить женщине просто рожать детей а дальше и не важно что с ними делать - сдавать в детдом или бросить на улице. А если рожать это значит воспитывать и сделать из идеи "человека", то есть равноправного члена общества в ряду других идей. Помочь родить - это не просто принять роды, это значит понять что это идея твоя, которую ты долго вынашивал и ты ее родитель а значит за нее отвечаешь.
Я знаю - вы ничего не знаете!
|
| |
| |
| Исмайылова Марина | Дата: Пятница, 11.04.2008, 14:28 | Сообщение # 6 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 141
Репутация: 0
Статус: Offline
| Слить - это значит вовремя родить. А не "перехаживать" - тогда и начинаются мучения и ребенок мертвым может родиться. Я это имела в виду. А воплощение идеи в реальную деятельность - это уже и есть "воспитание". И одну идею можешь доводить до ума путем реализации, а второй пока опять благополучно беременеть. А потом народ же подключится, когда воплощать начнете - значит можно ее и перепоручить кому-то, чтоб шлифовали детали, типа в детсад сдать, периодически контролируя процесс воспитания и закатывая скандалы воспитателям, ежели чего-то не то делают. Беременность - это пока ты с идеей один на один маешься, в себе ее таскаешь. А начал с кем-то обсуждать, делиться - значит, роды начались. Тут теперь главное не промахнуться - повитух хороших выбрать, чтоб разродиться помогли, а не угробили детеныша.
Делаешь - значит, не бойся, боишься - значит, не делай.
|
| |
| |
| Leonid | Дата: Пятница, 11.04.2008, 17:14 | Сообщение # 7 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 155
Репутация: 3
Статус: Offline
| Quote (Ника) воплощение идеи в реальную деятельность - это уже и есть "воспитание". Категорически нет. если говорить метафорически, то воспитание идеи - это её всестороннее обсуждение на философском кругу. Философ, если он философ, должен воздерживаться от воплощения своих идей в жизнь. Напомню - философия занятие досужее.
...Prefer a Feast of Friends to the Giant family. (Jim Morrison)
|
| |
| |
| Исмайылова Марина | Дата: Пятница, 11.04.2008, 17:36 | Сообщение # 8 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 141
Репутация: 0
Статус: Offline
| Тогда тем более, воспитывать еще проще - штаны стирать не надо
Делаешь - значит, не бойся, боишься - значит, не делай.
|
| |
| |
| Leonid | Дата: Пятница, 11.04.2008, 17:56 | Сообщение # 9 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 155
Репутация: 3
Статус: Offline
| Quote (Ника) штаны стирать не надо Очень смешно, обхохочешся.
...Prefer a Feast of Friends to the Giant family. (Jim Morrison)
|
| |
| |
| Степанов | Дата: Пятница, 02.05.2008, 20:29 | Сообщение # 10 |
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 58
Репутация: 6
Статус: Offline
| Человеческое как результат сократовского метода - вот основная задача темы. Человеческое невозможно без общения, а формой общения выступает диалог. Сократовский метод разрабатывает диалогическую форму рождения человеческого в каждом через майевтику и иронию. Образно, или метафорически выражаясь диалог это птица, крыльями которой являются майевтика и ирония. Общее в них можно усмотреть в функции разделения человека на две половинки (не зря у Сократа часто образ зеркала в качестве собеседника, а когда он говорит о двух зеркалах, то подчеркивает свою роль повитухи которая не имеет собственного облика только способность отражать), одна из которых задает вопросы, а другая на них отвечает. Майевтика учит каждого способности так задавать вопросы чтобы самому и уметь на них отвечать, микродиалог в каждом как проекция внешнего диалога. Майевтика говорит помоги себе сам разобраться с помощью вопрос-ответных отношений что ты знаешь а чего не знаешь. Ирония позволяет не успокаиваться на ответах самому себе а открываться самому диалогу с другим. Сократовский метод диалектичен потому что постоянно связан с саморазделением, самоудвоением и самособиранием как моментами самосуществления.
Я знаю - вы ничего не знаете!
|
| |
| |
|
 |  |